Методы коллективной саморефлексии
В этой статье мы переходим к рассмотрению методов, которые я применяю в тех случаях, когда мини-диагностики оказывается недостаточно для выявления основных проблем и требуется более глубокая диагностика ситуации в бизнесе. Хочу отметить, что набор методов подбирается индивидуально для каждого предприятия. Иногда достаточно провести несколько упражнений, а в некоторых случаях — максимально задействовать весь инструментарий эксперта.
Методы коллективной саморефлексии
Данные методы очень хорошо использовать в качестве начальных, но ни один из них в отдельности не может заменить полную диагностику. И более того, коллективные выводы, полученные этими методами, могут очень сильно отличаться от конечных результатов (после экспертного анализа), так как основываются исключительно на той информации, которую дает руководящий состав салона красоты.
Информация, полученная таким образом, носит сугубо субъективный характер и иногда может не соответствовать действительности. К этому необходимо подготовить руководителя, заранее предупредив его об этом. Методы коллективной саморефлексии подходят для сетевого beauty-бизнеса, для медицинских клиник с количеством руководящего состава не менее 5 человек.
- Метод “Метафора”
Хочу остановиться на этом методе более подробно, так как он заслуженно дает очень хорошие результаты.
Я использую его для решения нескольких задач:
- налаживания контакта с руководством предприятия;
- сбора необходимой информации, которая позволит получить начальное представление о существующих в бизнесе проблемах;
- вовлечения руководителей ПИК (предприятия индустрии красоты) в консультационный процесс;
- преодоления чувства напряженности и дистанции в отношениях между мной и клиентом, которые неизбежны на первых порах.
Этот метод весьма хорош как начальный в цепочке других методов, которые подбираются индивидуально для каждого салона красоты. И имеет творческий и игровой характер. Он переводит сотрудника на стадию детского рисунка и позволяет выявить проблемные моменты, которые он либо тщательно скрывает, либо даже не осознает. Погружаясь на уровень детского творчества, участники самозабвенно рисуют, расслабляются и выплескивают всё, что скрыто внутри, на бумагу.
Давайте посмотрим, как это происходит на практике.
Я предлагаю директору собрать группу сотрудников (из руководящего состава), тех, кому он доверяет, чьи мнения ему хотелось бы знать и которые могли бы дать полную картину текущей ситуации. Численность группы — 5-10 чел. Каждому участнику выдается листок и цветные фломастеры, и группа получает задание — нарисовать свои ассоциации с организацией, как сотрудник её видит, образ фирмы и себя в ней. Каждый рисует отдельно от остальных. Это могут быть предметы, абстракции, что угодно, важно, чтобы всем было понятно, что участник хочет сказать своим рисунком. Красота рисунка не важна, главное — интерпретация и объяснение того, что на нем изображено.
Рисунки прикрепляются к стене, и проводится обсуждение каждого из них. Участники высказывают свое мнение о том, что хотел сказать человек своим рисунком, проводится групповой анализ. Затем я высказываю собственные наблюдения.
Моя задача — проанализировать рисунки, выявить проблемы, сделать анализ и дать руководителю рекомендации. Например, если бухгалтер рисует организацию и только себя и директора внутри нее, то ситуация нормальна, так как бухгалтер работает с цифрами и документацией. Но если директор по развитию на рисунке не изобразил кроме себя никого, тут возникает вопрос: чьи интересы он в первую очередь поддерживает? Скорее всего, интересы клиентов у такого руководителя не в приоритете.
О других методах коллективной саморефлексии я расскажу Вам в следующей статье.
До скорых встреч!
С уважением, ваш эксперт
Татьяна Карасева
Статья была полезная? Расскажите о ней!