Методы коллективной саморефлексии. Продолжение
В прошлой статье я начала описывать методы коллективной саморефлексии и решила более подробно остановиться на методе “Метафора”, который я часто применяю, и который дает отличные результаты. Но другие методы также достойны внимания, и я их часто беру на вооружение. Давайте их рассмотрим.
2. Метод “Крестовина”
Развивает и уточняет результаты, полученные накануне. Участникам предлагается оценить соотношение в их организации 4 ориентаций:
- на власть, иерархию отношений;
- на внутренние проблемы организаций;
- на инициативность, инновационность персонала;
- на рынок, клиентов.
Если «Метафора» отражает скорее неосознаваемые процессы, то здесь участникам предлагается осмысленно определить соотношение величин 4 векторов.
Я предлагаю каждому схему с достаточно простым заданием. На листке изображена схема из 4 секторов-квадрантов, каждый из которых отражает определенную характеристику направления организационной деятельности:
- инновационность, инициативность персонала;
- сосредоточенность на организационных проблемах;
- ориентация на рынок, на клиента;
- иерархичность, уважение к власти.
В каждом квадранте нарисована стрелка. Участники с помощью цветных фломастеров получают задание удлинить или укоротить стрелки в каждом квадранте в соответствии со сравнительной силой названных там признаков применительно к своей организации. Затем, так же, как и в методе “Метафора”, рисунки прикрепляются к стене, проводится обсуждение и анализ группой. В завершении упражнения, задавая вопросы, я помогаю участникам прийти к соответствующим выводам.
3. Метод “Схема “жизненного цикла” организации”
Участники получают от меня краткое, но достаточно емкое для анализа представление о жизненном цикле организации. Они получают листки с его изображением, где отмечены фазы и стадии жизненного цикла. В начале мы обсуждаем признаки, характерные для каждой фазы и стадии, а затем каждый на своем листке отмечает, какие из перечисленных признаков проявляются в нынешнем состоянии у организации в наибольшей степени.
Все результаты переносятся на общий рисунок жизненного цикла, чтобы можно было увидеть стадии, в которых отметки группируются наиболее плотно. Далее проводится анализ, на какой именно стадии находится ваша организация.
4. Метод “Анализ управленческих ошибок”
Одна из самых действенных и наглядных методик. Каждый руководитель — прежде всего, человек, а не компьютер. И если даже компьютер может давать сбой, то человеку свойственно ошибаться гораздо чаще. И это абсолютно нормальная ситуация. Основная задача этого метода — сбор, систематизация и анализ управленческих ошибок в организации клиента.
Участникам выдается список типичных управленческих ошибок, я предлагаю ознакомиться с ним и привести примеры таких ошибок в организации, затем дополнить его при необходимости. Далее участники выделяют из списка 3-4 ошибки, которые считают самыми опасными для организации и 3-4 ошибки, которые, на их взгляд, наиболее актуальны. После того, как каждый участник определится, я заношу результаты каждого в общую таблицу на флипчарте, которую в дальнейшем использую для анализа наиболее частых ошибок и их взаимосвязей друг с другом.
5. Метод “Анализ организационных патологий”
Организация — это сложный по своему строению организм. Как и любой другой, он склонен к различным заболеваниям. Цель данного метода — выявить организационные патологии путем коллективной саморефлексии. В качестве материала я использую список патологий организаций, предложенный профессором А.И.Пригожиным. После ознакомления участников с предложенным им списком оргпатологий и получения по каждому пункту соответствующих комментариев с моей стороны, я приступаю к следующему этапу. Присутствующие индивидуально отвечают на вопросы:
какие 3-4 организационных патологий, по вашему мнению, наиболее опасны для любой организации?
какие 3-4 организационных патологий более других выражены в вашей организации?
При необходимости я соблюдаю правила анонимности, чтобы получить более достоверные результаты. Все зависит от атмосферы, которая царит в организации.
Полученные результаты я заношу в общую таблицу и делаю соответствующие выводы о наличии тех или иных организационных патологий в компании (патологии, которые наиболее часто встречаются в общей таблице). Выявив их, я рассказываю о том, какими методами возможно их излечить.
Об остальных методах я расскажу в следующих статьях.
До скорых встреч!
С уважением, ваш эксперт
Татьяна Карасева
Статья была полезная? Расскажите о ней!